Dr WHO? Cardiff Comic Con 2014 0


 

 

По-осеннему дождливый Кардифф в очередной раз гостеприимно принял всех неравнодушных к гик-культуре, коллекционеров, художников, начинающих и опытных авторов и просто любителей на других посмотреть и себя показать. А прежде чем с головой окунуться в рассказ о том, каким он был – Cardiff Comic Con 2014, я бы хотел немного отвлечься и обсудить с читателем одну щепетильную тему. А именно само понятие «гик-культуры» и спекуляции с ним связанные. Давайте на минутку отбросим семантику и не станем копаться в значениях самого слова и как оно менялось со временем.

По-факту, существует два диаметрально противоположных мнения, апологеты которых с пеной у рта готовы отстаивать свои позиции. В двух словах, заключаются они вот в чем – одни боготворят гиков, считая их будущими лидерами в обществе технократов и генераторами идей в быстро меняющемся мире. Другие же искоса поглядывают на все эти ваши игрушки и считают пресловутую гик-культуру ни чем иным, как раздутым коммерческим пузырем, наживающимся на 40-летних маменькиных сынках. Более того, у каждого из лагерей имеется целый арсенал аргументов от совсем абсурдных до довольно рациональных. Итак, рассмотрим основные.

 IMG_1787

«Гик-культура не строит дома, не помогает больным и не спасает экологию. Каждый раз, когда на эту тему пишутся тексты, снимаются репортажи и печатаются книги, только лишь множится энтропия сомнительных смыслов и растут банковские счета тех, кто знает правила работы рынка и то, как воспользоваться человеческой тягой к социализации. Романтизация образа гика, в конце концов, выгодна только студиям и издателям, для которых это просто прямой маркетинг.»

К такому выводу пришел наш коллега из Look At Me в своей статье «Почему я ненавижу гик-культуру». Апеллируя к образу гика-хиккимори, Олег вдается в другую крайность, измеряя рынок понятиями из классических книг по экономике, которые, уже сейчас показывают свою несостоятельность. Именно благодаря гикам, или просто «увлеченным» в экономике появились такие понятия как крауд-фандинг или, к примеру, digital о которых мы еще поговорим с гостями выставки.

Еще одно заблуждение – считать гиков эдакими послушными болванчиками, готовыми скупать у предприимчивых дельцов фигурки и комиксы, давая тем самым, тысячи поводов наживаться на себе. Это не так. Поговорив с не одним десятком косплееров, я только убедился в мысли, что оригинальность и изобретательность цениться ими ничуть не меньше аутентичности в костюме. Потратив добрые несколько месяцев на шлем и плащ предводителя  космобольцев или наряд MasterChef’a (именно Chef, эдакую смесь Master Chief из Halo и повара-профессионала), они действительно получают удовольствие от самого процесса. Впрочем, не отказывая себе в удовольствии продимонстрировать широкой публике плоды своих стараний. Впрочем, для этого, наверное, и устраиваются подобные мероприятия – что бы рассеять заблуждения о проблемах с социалицией в рядах гиков. Да и forever alone вместе с There Are No Girls On The Internet являются скорее архаизмами эпохи до-нолановского Бэтмена и уже давно не актуальны.

IMG_2284

При этом, действительно не стоит излишне романтизировать образ гика. Более нетерпимого к переменам сообщества вряд ли удастся отыскать. Да и неадекватность отдельных его представителей играет на руку тем, кто видит в увлечении комиксами или сериалами о супергероях признаки инфантильности и незрелости. Однако, не стоит забывать, что кроме комиксов бывают еще графические новеллы, художественную ценность которых отрицать просто невозможно. И никто не мешает энтузиастам снимать любительские сериалы, основанные на известных франшизах, делая это не хуже, а порой и на уровне медиагигантов вроде 20 Fox Century.

Еще один немаловажный нюанс, о котором не стоит забывать – быть увлеченным чем-то, значит досконально изучить тему и свободно разбираться в предмете. Если же знания в той или иной области медиа-культуры поверхностны, то их нехватка не даст возможность сформировать собственное мнение. А это уже, простите, моветон.

Возможно, обеим лагерям просто следует признать, что мир состоит не только из двух цветов и пары оттенков. И только причудливая палитра индивидуальности может помочь сохранить себя в мейнстримовых явлениях настоящего.

IMG_1707

Что-то далеко мы ушли от темы репортажа, но не затронуть этот вопрос в контексте нашего сегодняшнего мероприятия, значило бы прослыть пассивными наблюдателями без мнения и твердой позиции. Теперь же, когда все более-менее ясно, можем перейти к самой выставке, благо поговорить есть о чем.

Начнем с того, что изменилось по сравнению с прошлым годом. Наверное, главным новшеством стало разделение на зоны, увеличившее площадь мероприятия в разы и лишившее всяческой возможности быть везде и сразу. Поэтому мной было принято волевое решение посвятить первый день основной зоне, в которой расположились съехавшиеся со всех уголков земли актеры, в основном известные по ролям в фильмах жанра sci-fi. А так же торговые палатки с мерчендайзом, б/y комиксами и прочим ценным хламом. Ну и немного захватить игровую зону, благо проблем с перенаселением никто не испытывал и несмотря на приличное число гостей эффекта толпы практически не ощущалось. А вот свет на втором и третьем этаже оказался несколько непригодным для съемки, по-этому не весь материал, что удалось отснять попал в финальный отчет. Что поделать, надо было брать с собой вспышку.

IMG_2256

Если вкратце – посетители остались довольны. Желающие могли пополнить свои коллекции, взять автограф у Сильвестра Маккоя или сфотографироваться с красавчиком Финном Джонсом. А главное, безпрепятственно пообщаться с такими же по-хорошему чокнутыми фанатами и провести время в отличной компании. У косплееров в этом году, как впрочем и всегда, в тренде был Доктор. Учитывая, что студия на которой он уже более 50 лет снимается находится совсем неподалеку, это не так уж и удивительно. Много было и американских классичкских супергероев, как от Marvel, так и от DC. Лично меня, порадовали ребята, нарядившиеся супергероями из вселенной мультсериала Сауспарк. Такой вот двойной косплей. Остальное на фотографиях и видео, так что судите сами, ну а нам пора двигаться дальше – прямиком на комикс-зону и сцену для публичных панелей и семинаров.

По правде говоря, дискуссии на тему «Бюджетный вариант косплея» или ответы актеров из Dr. Who на вопросы самых рьяных фанатов меня интересовали постольку-поскольку. Так что второй день выставки был полностью отдан комикс-зоне. Не каждый день представляется возможность пообщаться с Девидом Роачем, Макйлом Симонсом, Девидом Ллойдом, Саймоном Бисли и другими, менее известными, но очень талантливыми авторами. И именно этим я и занимался, вклиниваясь между желающими взять автограф или заполучить скетч из рук любимого мастера.

 IMG_1261

Начнем, пожалуй, с новичков в индустрии комиксов, которые не побоялись приехать и выставить свои работы на суд весьма требовательной публики. Среди них, к примеру, Стивен Симс, в творчестве которого угадывается любовь к кайдзю и мистическим историям. Его открытость и дружелюбная манера общения привлекает к стенду с привезенным артом все больше заинтересованных посетителей.

Более плотно мне удалось пообщаться с молодой командой, представляющей издательство Aces Weekly, основанное иллюстратором V for Vendetta и создателем Ночного Ворона, Девидом Ллойдом. Среди их работ и весьма интересная серия «The Psychedelic Journal of Time Travel», состоящая, на данный момент, из 4 выпусков, с десяток историй в номере. Причем каждая история выполнена в различной графической манере и, нужно сказать, большинство из них на весьма высоком визуальном уровне. Сказать много сюжете пока ничего не могу, но как только выдастся свободная минута – с удовольствием погружусь в чтение, благо истории между собой связанны только общим сеттингом и читать их можно в произвольном порядке. В разговоре с Овеном Ваттсом, редактором серии, удалось узнать, что изначально комикс планировался как фанфик во вселенной доктора, но с новым доктором в центре сюжета. Однако, фанаты франшизы, как оказалось, восприняли такое решение весьма прохладно и история была переписана, что позволило серии выжить и стать на ноги.

Благодаря этому, каждый следующий выпуск теперь может издаваться за счет прибыли с продаж предыдущего, а сюжет от немного банального «if you like Hitler – you would love it» (имеется ввиду клише с путешествием во времени с целью убить Гитлера, повлияв на ход истории) эволюционировал в что-то более самобытное и запоминающееся. Так, на одном развороте авторы умудряются разместить лаконичную, но очень контрастную историю с размышлениями на тему самопожертвования ради жизни близкого человека. А вот и раскрытие темы предначертаности будущего, перемежевывающиеся гипотезами о синхронном или одномоментном времени, впрочем, без особых подробностей.

ZPRLC0k96mY               53eH-J-MSMc

Еще один популярный сеттинг – зомби-выживание стал темой для серии Stiffs, повествующей об охотниках на зомби Доне и Кенни МакМанки. Причем Кенни, как вы, наверное, догадались, является обезьяной-зомби, не выпускающий из рук дымящийся spliff и отвечающий за комедийную сторону сюжета. Все это форменое безобразие происходит в захолустных деревушках и лесах Уэльса, так что вдохновения авторы могут черпать прямо тут же. Именно так и поступает Гейвин Митчел, художник-иллюстратор, наботавший над первым выпуском и обложкой ко второму. Сегодня у ребят тоже выдался весьма продуктивный день и, похоже, что не все успели насытиться вариациями на тему оживших мертвецов, как это, например, случилось со мной некоторое время назад.

IMG_2442

Наконец, еще один комикс, в создании которого принимали участие вышеперечисленные ребята, а так же автор Джо Гласс – The Pride. Несмотря на то, что название и обложка прямо отсылают к теме ЛГБТ, создатель серии признается, что тема нетрадиционной секуальной ориентации является стержнем для сюжета лишь первых двух выпусков – устав от предвзятого отношения к ЛГБТ сообществу, один из основных персонажей решает основать свою команду супергероев как раз из его членов. Дальше, как заверил меня Джо, акценты в истории сдвигаются и повествование переходит в обычное русло супергеройских будней. И вновь, судить о сюжете я пока не берусь, ибо без более подробного ознакомления выводы окажутся весьма поверхносными. Но само разнообразие представленных серий определенно радует.

И сейчас речь не только об этом конкретном издании, на выставке были представлены комиксы на любой вкус – семейные истории о миловидных вампирах, красочные наброски для девочек-подростков и поучительные комиксы о дружбе, отношениях с родителями и, конечно же, путешествиях во времени для совсем юных читателей. Такой широкий ассортимент лишний раз доказывает что комиксы являются доступным средством общения между автором и читателем, способным удовлетворить вкусовые пристрастия самой разношерстной аудитории.

IMG_2446

Интересно, что все молодые авторы и издатели, с которыми мне удалось пообщаться, с энтузиазмом смотрят в сторону уже упомянутого крауд-фандинга. Тот же Stiff, к примеру, легко собрал требуемые 3 тысячи долларов на печать первого выпуска с помощью платформы indiegogo. И хотя никто не утвердает, что для нового бренда, не имеющего имени и фанатской базы сбор средств окажется тривиальной задачей, но то, что это возможно и не стоит бояться пробовать так же известно наверняка. В итоге, мы сошлись на том, что при наличии времени и умением работать с аудиторией сбор средств может стать не только возможностью сохранить независимость от издательства, но и получить дополнительную рекламу. Да и, в целом, это полезный опыт на будущее.

А напоследок осталось самое вкусное – живое общение с корифеями, которые, к слову, в большинстве своем оказались недовольны своим переездом из центра выставки на подмостки. Понять их тоже можно, как метко подметил Бизли – в костюмах косплееров нет карманов. А значит и продажи скетчей и альбомов оставляют желать лучшего. И действительно, по моим личным наблюдениям, в сравнении с прошлым годом, поток заинтересованных в покупке был гораздо меньше.

IMG_2663

И тем не менее, нам это только на руку, ибо скучающие авторы оказались не против пообщаться на ряд животрепещущих тем и попробовать ответить на немного каверзные вопросы. И снова возвращаясь к Саймону Бизли, на секунду, контрибуционисту серии Lobo, Hellblazer, Judge Dredd и работавшему напрямую с Нилом Гейманом нам Batman: Black & White. С ним у нас завязался весьма интересный спор, касательно различий героев и злодеев в комиксах. Мистер Бизли считает, что и те и те являются по природе своей одиночками и социофобами, однако в определенный момент их жизни случается событие, которое становится триггером, запускающим целый механизм. Однако, при этом, герои сами выбирают свой путь одиночек, не поддавшись искушению сладкой мести. Зложе же, наоборот, не в силах противостоять влиянию злого рока, становятся такими же обозленными на весь мир, виня его в своих несчастьях. Мысль, конечно, интересная, тем более, если подкрепить её примером Бэтмен-Джокер, как классической парочки антагонистов. Однако, позволю себе не согласиться с этой концепцией лишь по той причине, что в это правило попадают далеко не все персонажи, а значит это просто частный случай, а не стройная закономерность.

В остальном, наши взгяды на те или иные тенденции в мире комиксов примерно совпадают. Как Саймон, я не совсем понимаю необходимость менять пол Тору или объявлять давно сформировавшегося персонажа гомосексуалистом, в угоду веяниям времени. Почему бы просто не придумать нового персонажа, наделив его желаемыми качествами? Хотя этот вопрос скорей риторический – толстосумы из Marvel вряд ли станут рисковать своими капиталами делая ставку на новичков. Ведь когда в кармане права на такое количество популярных образов, ничего не мешает периодически оживлять интерес с помощью бесхитростных манипуляций.

При этом, никто не мешает нам оставаться преданными любимым персонажам, время от времени перечитывая самые дорогие сердцу серии. В списке Саймона, к примеру, это и Мстители, и Человек-Паук, и Batman: Brave and Bold, и даже немного подзабытая классика – Submariner. Впрочем, манией коллекционирования он уже переболел и теперь старается держать размеры самой коллекции в разумных пределах.

IMG_2523

Не менее охочим для разговора оказался Майк Коллинз, в данный момент активно работающий над серией Doctor Who Magazine от Panini. Среди его советов начинающим художникам – не концентрироваться на чем то одном, будь то комиксы, стрипы или иллюстрации. «Рисуйте все, что можете нарисовать». Это позволяет сохранить свежесть в голове и отшлифовать чувство смотреть на объекты в перспективе. Другой важный совет – никогда не забывайте об обратной связи. Аудитория – это, кроме всего прочего, и хороший контроль качества, не дающий выдать на-гора низкосортную поделку. Наконец, критика это тоже оценка. «Вы вряд ли сразу станете лучшим в выбраной сфере. Но именно одни из лучших могут помочь вам в этом».

Следуя этим простым правилам, вы, возможно добъетесь того же, чего добился 10-летний мальчик, пройдя путь от написания своих истории о Докторе на школьных переменах до работы над официальным изданием.

IMG_2495

«Just draw – is my ultimate advice» – вторит ему Дейвид Роач, работавший над персонажами  2000 AD, Panini, Marvel, DC и Dark Horse Comics. Среди его любимых авторов оказалось множество европейских художников и писателей, например, Жан Жиро, больше известный как Мёбиус или британец Иэн Эдгинтон (Ian Edginton), автор множества историй во вселенной Aliens, недавно отметившийся работой над комикс серией The Evil Within. Видимо, дается в знаки художественные предпочтения самого Дейвида – он так же следует весьма реалистичному стилю, укрепившегося в комиксах в районе 70-х. При этом, свое становление как художника он уверенно связывает с персоной Нила Адамса, культового художника и колориста в любой компании, где более-менее знакомы со вселенной DC.

Об этом и о многом другом Дейв приглашает поговорить на ствоей странице в facebook. С недавних пор, именно там он старается поддерживать общение с фанатами, оперативно отвечая на их вопросы. Советую воспользоваться этим приглашением, если вам есть о чем спросить автора нескольких арок о Вампирелле, поддерживающего тесные контакты со звездами первой величины в индустрии комиксов.

IbLdoQxQv_w

Финальной остановкой этого хождения по комиксам стало интервью с Девидом Ллойдом, которого посетители первого московского Comic Con’a так же могли в живую лицезреть на протяжении выставки. К слову, конвентом он остался доволен, как и энтузиазмом аудитории, принимавшей его в столице. И тут же выразил готовность посетить мероприятие снова, в случае, если поступит приглашение. А пока что в его плотном графике значится Бристоль, Дорсет и крупнейшая выставка в Лондоне, в рамках которой он собирается представлять свое издательство Aces Weekly, о котором я не преминул расспросить подробней.

Создавая AW, Ллойд поставил перед собой амбициозную задачу сломить сопротивление коллекционеров, предпочитающих бумажные издания цифровым. В его магазине вы не найдете печатных копий, только digital. Как утверждает маэстро, целевая аудитория их издательства уже давно успела обзавестись планшетами и широкополосным Интернетом, так что необходимость в трате денег на печать как-бы отпала. Девид отдельно подчеркивает что не хочет повторения ситуации, возникнувшей на рынке в 90-е, которую он называет ужастным. В то время, крупные корпорации в погоне за прибылью вываливали на рынок ограниченные тиражи комиксов, не давая особо заработать магазинам и опустошая карманы коллекционеров. По мнению Ллойда, ситуация, когда альбомы хранятся в герметичном пластике вместо того, что бы быть прочитанными, является не нормальной. И с этим сложно спорить.

Основной проблемой современной эпохи комиксов он считает отсутствие глобальных изменений. В то время, когда фильмы приносят большую часть прибыли, а для поддержания интереса крупные издательства не брезгуют периодически «освежать» своих героев, автор сравнивает это с внешней покраской дома, который нуждается в капитальном ремонте. В итоге изначальная энергия, исходящая от персонажа или серии теряется и все скатывается к самокопированию.

И в завершении нашей беседы, я не мог не воспользоваться шансом и не узнать у автора создавшего в числе прочего, образ Гая Фокса, скрывающегося за небезизвестной маской, как он относится к тому, что сама маска стала объектом массовой культуры и теперь используется множеством различных движений, трактующих её образ на свой манер. На это Ллойдс прямо ответил, что каждый вправе использовать её в тех целях, которые он считает необходимым. Олицетворяя борьбу с тиранией и не принятие политической диктатуры, она является универсальным образом, понятным любому народу и возрасту. Причиной такой популярности он считает наличие сильного персонажа, отражающего в своих качествах желания ординарного читателя, но, при этом, являющегося по природе своей неординарным. В общем, в следующий раз когда увидите анонима, разгуливающего по городу в маске Гая Фокса, можете не смеяться и не показывать на него пальцем. Дедушка Ллойд одобряет.

IMG_1932

Что меня больше всего поразило, это неподдельное и рьяное стремление продвигать молодых авторов, которое Девид считает обязательным условием успеха. «Один за всех, и все за одного» – этим командным принципом он руководствуется в ходе своей работе над издательством мотивируя всех и каждого продвигать свои работы. «Если каждый автор будет становиться успешней, то и издательство от этого выиграет» – так рассуждает глава компании и мне вновь ничего не остается, как согласиться.

Подводя итоги, хочется заметить, что многое из происходящего на выставке осталось за кадром. Однако, что бы не утомить читателя окончательно, я просто скажу – было клёво. Старайтесь почаще выбираться из уютной кануры и по-возможности посещать как можно больше интересных ивентов. А если что-то и пропустили – ищите отчеты на страницах нашего ресурса. К слову, видеоматериалы о выставке будут в скором времени доступны на нашем канале, а в группе vk стартует конкурс, среди призов которого автографы вышеупомянутых авторов, комиксы и другие ценные подарки. Не забывайте заглядывать почаще и до скорых встреч.


Comments:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *


6 − 1 =

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>